Характеристика производственных мощностей по выпуску смазок и эффективности их использования.
При распаде СССР в России осталось около 45% действующих мощностей по производству смазок. Динамика производства пластичных смазок на предприятиях РФ приведена в табл. 2. Ведущими (по тоннажу) производителями смазок (около 23%) являются Ярославский завод им. Менделеева (фирма "Русойл") и Пермский завод смазок и СОЖ «РОВЕЛ». Последний несколько увеличил свою долю за последние 4 года (в 2000 г – 21,0%). На третьем месте находится ОАО "РИКОС" (18,81%), который существенно повысил свою долю на рынке.
Таблица 1. Динамика производства пластичных и полужидких смазок на предприятиях РФ
Производитель |
1992 г |
2000 г. |
2013 г. (оценка) |
|||
тыс. т |
% |
тыс. т |
% |
тыс. т |
% |
|
"Славнефть-Ярославский Нефтеперерабатывающий завод им. Менделеева (Русойл)" |
25,7 |
26,4 |
15,16 |
33,5 |
10,256 |
23,32 |
"Сибнефть-Омский НПЗ" |
5,9 |
6,1 |
1,7 |
3,76 |
4,4 |
9,97 |
"Московский нефтемаслозавод" |
1,5 |
1,4 |
1,5 |
3,33 |
1,2 |
2,72 |
ГУП "Кусковский завод консистентных смазок" |
5,5 |
5,6 |
4,15 |
9,18 |
4,0(2003) |
9,07 |
Научно-производственное предприятие "ПЛАСМА" |
- |
- |
0,15 |
0,3 |
0,3 |
0,68 |
"Пермский завод смазок и СОЖ" «РОВЕЛ» |
6,2 |
6,4 |
9,5 |
21,0 |
10,2 |
23,12 |
"РИКОС" |
7,5 |
6,6 |
3,6 |
7,96 |
8,3 |
18,81 |
«РУСМА» |
- |
- |
- |
- |
1,1 |
2,49 |
МЗ "Нефтепродукт" |
- |
- |
0,035 |
0,08 |
0,03 |
0,07 |
Оренбургский НМЗ |
46,0 |
47,2 |
9,4 |
20,8 |
4,3 |
9,75 |
С.-Петербургский НМЗ |
1,4 |
1,4 |
- |
- |
- |
- |
Всего: |
97,5 |
100,0 |
45,2 |
100,0 |
44,13 |
100,0 |
По сравнению с 2000 г существенно (примерно вдвое) утратил свои позиции Оренбургский нефтемаслозавод (20% в 2000 г). Сохранил объем производства ГУП Кусковский завод консистентных смазок, и более чем вдвое увеличил выпуск смазок "Сибнефть-Омский НПЗ". Доля выпуска остальных производителей невелика.
Наиболее высокий уровень использования имеющихся производственных мощностей (табл. 3) на крупных заводах производителях смазок: ОАО "РИКОС" (92%), "Славнефть-Ярославский Нефтеперерабатывающий Завод им. Менделеева (Русойл)" (87%), ГУП Кусковский завод консистентных смазок (83%), которые либо выпускают массовые типы смазок, либо имеют в своем ассортименте смазки, стабильно пользующиеся платежеспособным спросом.
Таблица 2. Среднегодовая мощность и загрузка предприятий РФ по производству смазок
Производитель |
1992 г |
2000 г. |
2013 г |
|||
Мощность (выпуск), тыс. т |
Использо-вание мощности, % |
Мощность (выпуск), тыс. т |
Использо-вание мощности, % |
Мощность (выпуск), тыс. т |
Использо-вание мощности, % |
|
"Славнефть-Ярославский Нефтеперерабатывающий Завод им. Менделеева (Русойл)" |
35,7 (25,7) |
72,0 |
37,1 (15,16)
|
41 |
11,8 (10,256) |
87 |
"Сибнефть-Омский НПЗ" |
6,0 (5,9) |
98,3 |
6,0 (1,76) |
28 |
6,0 (2,4) |
40 (2003) |
"Московский нефтемаслозавод" |
3,0 (1,5) |
50,0 |
3,3 (1,5) |
45 |
3,24 (1,2) |
37 |
ГУП "Кусковский завод консистентных смазок" «КУЗАКС» |
5,5 (5,5) |
100,0 |
11,85 (4,15) |
35 |
4,8 (4,0) |
83 (2003) |
Научно-производственное предприятие "ПЛАСМА" |
- |
- |
- (0,15) |
- |
0,5 (0,3) |
60 |
"Пермский завод смазок и СОЖ" «РОВЕЛ» |
12,7 (6,2) |
48,8 |
11,5 (9,5) |
83 |
22,7 (10,2) |
45 |
"РИКОС" |
7,7 (5,3) |
68,8 |
6,02 (1,95) |
32 |
9,0 (8,3) |
92 |
«РУСМА» |
- |
- |
- |
- |
1,44 (1,1) |
76 |
МЗ "Нефтепродукт" |
- |
- |
0,05 (0,035) |
65 |
0,05 (0,03) |
60 |
Оренбургский НМЗ |
56,2 (46,0) |
77,7 |
34,18 (9,4) |
28 |
31,6 (4,3) |
13,6 |
С.-Петербургский НМЗ |
2,6 (1,4) |
53,8 |
- |
- |
- |
- |
Всего: |
132,4 (97,5) |
73,6 |
110,1 (45,2) |
39,6 |
91,13 (44,13) |
48,4 |
Представителем последнего типа предприятий является ООО «ПФК «РУСМА», выпускающее ассортимент уплотнительных и резьбовых смазок для добывающих отраслей промышленности, и фактически по многим позициям являющееся монополистом (смазки РУСМА-1, Р-402, -416, Арматол-60, -238, Резьбол Б и др.).
При отсутствии этих условий уровень использования имеющихся производственных мощностей обычно существенно ниже. Для московских предприятий дополнительным негативным фактором, влияющим на снижение выпуска и загрузку мощностей, является более высокое, чем в среднем по РФ, налогообложение. Среди крупных производителей самая неблагоприятная ситуация сложилась на Оренбургском нефтемаслозаводе (загрузка мощностей около 14%), что вероятно, обусловлено наличием и субъективных факторов.
В целом степень использования мощностей на заводах РФ за последние 4 года возросла с ~40 до ~50%. Это отражает промышленным рост, имеющий место в РФ в последние 3 года.
Cлабым местом производственной цепочки большинства заводов отрасли является:
- отсутствие разнообразных форм и конструкций перемешивающих устройств (для сыпучих компонентов) и способов их перемешивания;
- низкая механизация и автоматизация процессов загрузки сырья, не позволяющая обеспечить экологичность загрузки сыпучих компонентов;
- отсутствие точных приборов контроля загрузки сырья и анализов качества в аппаратах изготовления смазок, позволяющих регулировать технологический процесс на всех стадиях;
- недостаточное оснащение установок оборудованием для финишной обработки пластичных смазок (холодильников скребкового типа, деаэраторов, гомогенизаторов различных типов), что снижает качество производимой продукции;
- моральная или физическая изношенность оборудования.
Основной причиной такого положения в отрасли является тяжелый налоговый пресс, не только не дающий возможности вести модернизацию и строительство, но и не позволяющий на ряде предприятий образовать оборотные средства для своевременной закупки сырья. Это стимулирует такие уродливые для рыночной экономики явления, как работа на давальческом сырье, предоплата, бартер и др.
Слабым местом выпускаемой продукции до сих пор (хотя определенные сдвиги имеются) остается внешний вид, удобство, вариативность объема тары, герметизация, широкое использование шприцов и тубов для малотоннажных высококачественных смазок, что позволяет длительное время сохранять в ней неиспользованную смазку без ухудшения потребительских свойств. В этом отношении в РФ, несмотря на отдельные подвижки, больших успехов не имеется, и уровень потребительской тары в большинстве случаев оставляет желать лучшего.
Не на всех предприятиях проводятся маркетинговые исследования, а тем более удачное сознательное формирование платежеспособного ассортимента смазочной продукции с учетом своей и региональной специфики (удачное исключение – предприятие ООО «ПФК «РУСМА»). Для успешного продвижения данного вида продукции на рынке сбыта необходима более тесная работа с потребителями с целью выяснения качественных параметров продукции, расфасовки, сроков изготовления и поставки, а также экономических факторов, которые устроят потребителей (отсрочка платежа, оплата по факту, более привлекательные цены на первые партии образцов для проведения испытаний и т.д.).