• Главная
  • Характеристика производственных мощностей по выпуску смазок и эффективности их использования

Характеристика производственных мощностей по выпуску смазок и эффективности их использования.

При распаде СССР в России осталось около 45% действующих мощностей по производству смазок.  Динамика производства пластичных смазок на предприятиях РФ приведена в табл. 2. Ведущими (по тоннажу) производителями смазок (около 23%) являются Ярославский завод им. Менделеева (фирма "Русойл") и Пермский завод смазок и СОЖ «РОВЕЛ». Последний несколько увеличил свою долю за последние 4 года (в 2000 г – 21,0%).  На третьем месте находится ОАО "РИКОС" (18,81%), который существенно повысил свою долю на рынке.


Таблица 1.  Динамика производства пластичных и полужидких смазок на предприятиях РФ

Производитель

1992 г

2000 г.

2013 г. (оценка)

тыс. т

%

тыс. т

%

тыс. т

%

"Славнефть-Ярославский Нефтеперерабатывающий завод им. Менделеева (Русойл)"

 

 

25,7

 

 

26,4

 

 

15,16

 

 

33,5

 

 

10,256

 

 

23,32

"Сибнефть-Омский НПЗ"

5,9

6,1

1,7

3,76

4,4

9,97

"Московский нефтемаслозавод"

1,5

1,4

1,5

3,33

1,2

2,72

ГУП "Кусковский завод консистентных смазок"

5,5

5,6

4,15

9,18

4,0(2003)

9,07

Научно-производственное предприятие "ПЛАСМА"

 

-

 

-

 

0,15

 

0,3

 

0,3

 

0,68

"Пермский завод смазок и СОЖ" «РОВЕЛ»

6,2

6,4

9,5

21,0

10,2

23,12

"РИКОС"

7,5

6,6

3,6

7,96

8,3

18,81

«РУСМА»

-

-

-

-

1,1

2,49

МЗ "Нефтепродукт"

-

-

0,035

0,08

0,03

0,07

Оренбургский НМЗ

46,0

47,2

9,4

20,8

4,3

9,75

С.-Петербургский НМЗ

1,4

1,4

-

-

-

-

Всего:

97,5

100,0

45,2

100,0

44,13

100,0

 

По сравнению с 2000 г существенно (примерно вдвое) утратил свои позиции Оренбургский нефтемаслозавод (20% в 2000 г). Сохранил объем производства ГУП Кусковский завод консистентных смазок, и более чем вдвое увеличил выпуск смазок "Сибнефть-Омский НПЗ".  Доля выпуска остальных производителей невелика.

Наиболее высокий уровень использования имеющихся производственных мощностей (табл. 3) на крупных заводах производителях смазок: ОАО "РИКОС"  (92%),  "Славнефть-Ярославский Нефтеперерабатывающий Завод им. Менделеева (Русойл)"  (87%), ГУП Кусковский завод консистентных смазок (83%), которые либо выпускают массовые типы смазок, либо имеют в своем ассортименте смазки, стабильно пользующиеся платежеспособным спросом.

Таблица 2. Среднегодовая мощность и загрузка предприятий РФ по производству смазок

Производитель

1992 г

2000 г.

2013 г

Мощность (выпуск),

тыс. т

Использо-вание мощности, %

Мощность (выпуск),

тыс. т

Использо-вание мощности, %

Мощность (выпуск),

тыс. т

Использо-вание мощности, %

"Славнефть-Ярославский Нефтеперерабатывающий Завод им. Менделеева (Русойл)"

 

 

35,7

(25,7)

 

 

 

72,0

 

 

37,1

(15,16)

 

 

 

 

41

 

 

11,8

(10,256)

 

 

 

87

"Сибнефть-Омский НПЗ"

6,0

(5,9)

 

98,3

6,0

(1,76)

 

28

6,0

(2,4)

 

40 (2003)

"Московский нефтемаслозавод"

3,0

(1,5)

 

50,0

3,3

(1,5)

 

45

3,24

(1,2)

 

37

ГУП "Кусковский завод консистентных смазок" «КУЗАКС»

 

5,5

(5,5)

 

 

100,0

 

11,85 (4,15)

 

 

35

 

4,8

(4,0)

 

 

83 (2003)

Научно-производственное предприятие "ПЛАСМА"

-

-

-

(0,15)

-

0,5

(0,3)

 

60

"Пермский завод смазок и СОЖ" «РОВЕЛ»

12,7

(6,2)

 

48,8

11,5

(9,5)

 

83

22,7

(10,2)

 

45

"РИКОС"

7,7

(5,3)

 

68,8

6,02

(1,95)

 

32

9,0

(8,3)

 

92

«РУСМА»

-

-

-

-

1,44

(1,1)

 

76

МЗ "Нефтепродукт"

-

-

0,05

(0,035)

 

65

0,05

(0,03)

 

60

Оренбургский НМЗ

56,2

(46,0)

 

77,7

34,18

(9,4)

 

28

31,6

(4,3)

 

13,6

С.-Петербургский НМЗ

2,6

(1,4)

 

53,8

 

-

 

-

 

-

 

-

Всего:

132,4

(97,5)

 

73,6

110,1

(45,2)

 

39,6

91,13

(44,13)

 

48,4

Представителем последнего типа предприятий является ООО «ПФК «РУСМА», выпускающее ассортимент уплотнительных и резьбовых смазок для добывающих отраслей промышленности, и фактически по многим позициям являющееся монополистом (смазки РУСМА-1, Р-402, -416, Арматол-60, -238, Резьбол Б и др.).

При отсутствии этих условий уровень использования имеющихся производственных мощностей обычно существенно ниже.   Для московских предприятий дополнительным негативным фактором, влияющим на снижение выпуска и загрузку мощностей, является более высокое, чем в среднем по РФ, налогообложение.  Среди крупных производителей самая неблагоприятная ситуация сложилась на Оренбургском нефтемаслозаводе (загрузка мощностей около 14%), что вероятно, обусловлено наличием и субъективных факторов.
В целом степень использования мощностей на заводах РФ за последние 4 года возросла с ~40 до ~50%.  Это отражает промышленным рост, имеющий место в РФ в последние 3 года.

Cлабым местом производственной цепочки большинства заводов отрасли является:

  • отсутствие разнообразных форм и конструкций перемешивающих устройств (для сыпучих компонентов) и способов их перемешивания;
  • низкая механизация и автоматизация процессов загрузки сырья, не позволяющая обеспечить экологичность загрузки сыпучих компонентов;
  • отсутствие точных приборов контроля загрузки сырья и анализов качества в аппаратах изготовления смазок, позволяющих регулировать технологический процесс на всех стадиях;
  •  недостаточное оснащение установок оборудованием для финишной обработки пластичных смазок (холодильников скребкового типа, деаэраторов, гомогенизаторов различных типов), что снижает качество производимой продукции;
  • моральная или физическая изношенность оборудования.

Основной причиной такого положения в отрасли является тяжелый налоговый пресс, не только не дающий возможности вести модернизацию и строительство, но и не позволяющий на ряде предприятий образовать оборотные средства для своевременной закупки сырья. Это стимулирует такие уродливые для рыночной экономики явления, как работа на давальческом сырье, предоплата, бартер и др.   

Слабым местом выпускаемой продукции до сих пор (хотя определенные сдвиги имеются) остается внешний вид, удобство, вариативность объема тары, герметизация, широкое использование шприцов и тубов для малотоннажных высококачественных смазок, что позволяет длительное время сохранять в ней неиспользованную смазку без ухудшения потребительских свойств.  В этом отношении в РФ, несмотря на отдельные подвижки, больших успехов не имеется, и уровень потребительской тары в большинстве случаев оставляет желать лучшего.   

Не на всех предприятиях проводятся маркетинговые исследования, а тем более удачное сознательное формирование платежеспособного ассортимента смазочной продукции с учетом своей и региональной специфики (удачное исключение – предприятие ООО «ПФК «РУСМА»).    Для успешного продвижения данного вида продукции на рынке сбыта необходима более тесная работа с потребителями с целью выяснения качественных параметров продукции, расфасовки,  сроков   изготовления   и   поставки,   а  также   экономических факторов, которые устроят потребителей (отсрочка платежа, оплата по факту, более    привлекательные    цены    на    первые    партии образцов для проведения испытаний и т.д.).